Как и куда жаловаться на судебных приставов

Как и куда жаловаться на судебных приставов, которые нарушают закон или явно ничего не делают в рамках вашего исполнительного производства? Председатель коллегии адвокатов «Москва-Адвокат» Линкер Марина Анатольевна ответила на вопросы наших читателей.

— Марина Анатольевна, с какими нормативно-правовыми актами нужно ознакомиться, чтобы знать свои права и обязанности в рамках исполнительного производства?

— Судебными приставами применяется не один десяток документов, начиная с кодексов и заканчивая разъяснениями. Вам, как стороне исполнительного производства (должнику или кредитору), стоит почитать Федеральные законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». В них предусмотрены полномочия судебных приставов, права и обязанности сторон, сроки и порядок проведения исполнительного производства, мероприятия по принудительному исполнению решений, срок и порядок подачи жалоб на действия приставов и т.п.

— Если говорить в общем, как происходит исполнительное производство?

— Вы можете столкнуться с судебными приставами в нескольких случаях: вы — взыскатель, т.е. в вашу пользу вынесено определенное судебное решение, вы — должник, т.е. вы обязаны исполнить решение в пользу взыскателя, вы — третья сторона, к примеру, у вас находится имущество должника, которое разыскивает судебный пристав.

Исполнительное производство происходит в следующем порядке. Взыскатель передает исполнительный лист в службу приставов по месту проживания должника. Пристав заводит исполнительное производство и направляет должнику документы для исполнения решения. Если должник игнорирует требование, пристав проводит мероприятия, направленные на исполнение решения: выносит запрет на выезд из страны, проводит аресты и принудительную продажу имущества, удерживает долг из зарплаты, инициирует возбуждение уголовного дела по отношению к должнику и т.п. Как только решение будет выполнено, исполнительное производство будет закрыто.

Это по закону, но на практике не все так просто. Исполнительное производство может растянуться на долгие годы, особенно тогда, когда пристав вступает в сговор с должником. В некоторых случаях взыскателю приходится писать жалобы, обращаться в прокуратуру или суд.

— Что делать, чтобы решение было исполнено как можно быстрее?

— Знать закон и регулярно общаться со своим приставом! Общение должно быть письменным — передавайте все документы, заявления и ходатайства официально по почте или через канцелярию. Как сторона производства, вы имеете право на ознакомление с материалами дела — регулярно делайте это. Чем больше вы будете вовлечены в процесс, тем больше шансов получить то, что вам причитается по закону.

Знать закон должен не только взыскатель, но и должник. Если вы оказались по ту сторону баррикад, это не означает, что ваши права не будут нарушаться судебным приставом. Приставы могут злоупотреблять своими полномочиями и вступать в сговор с взыскателем точно так же, как и с должником.

— Судебный пристав явно нарушает закон — куда жаловаться?

— Для начала обжалуйте действия (бездействия) в системе судебных исполнителей. Закон предусматривает 10 дней на подачу жалобы — т.е., если незаконное постановление было вынесено 1 сентября, вы можете обжаловать его до 10 сентября. На бездействие можно жаловаться в любое время.

Направьте жалобу старшему приставу подразделения, если нет результата – главному судебному приставу вашего региона, если и там не получен результат – главному судебному приставу страны. Документ вы можете отправить по почте, передать лично в канцелярию или подать на сайте Федеральной службы приставов по ссылке www.fssprus.ru.

Срок рассмотрения жалобы – 10 дней. В некоторых случаях этот срок может быть продлен, к примеру, для истребования материалов дела.

— Как составить жалобу? Есть какие-то обязательные реквизиты, без которых она не будет рассмотрена?

Жалоба не должна быть анонимной — обязательно укажите свои ФИО, паспортные данные и поставьте подпись. В ином случае, ее оставят без рассмотрения. В документе укажите должность и ФИО пристава, на которого вы жалуетесь, номер исполнительного производства и реквизиты документа, который вы оспариваете, ваши требования. К своей жалобе обязательно приложите подтверждающие документы.

— Жалоба в системе судебных приставов не дала результат. Куда жаловаться дальше?

— Обжаловать действия (бездействия) приставов можно в органах прокуратуры и суде. В прокуратуру нужно идти тогда, когда в действиях (бездействии) усматриваются признаки уголовного преступления, к примеру, вы подозреваете, что судебный пристав вступил в сговор с другой стороной производства, он распродает имущество по заниженным ценам или «своим» покупателям.

В случае с прокуратурой и судом рекомендуем вам воспользоваться помощью адвоката. Адвокат изучит материалы дела, сформулирует требования и оформит жалобу или иск. Стоимость юридических услуг вы сможете включить в сумму требований ко второй стороне производства или госоргану. Если вы выиграете суд, вторая сторона будет обязана их компенсировать.

Остались вопросы? Позвоните нам +7(985)642-15-88, чтобы узнать больше об исполнительном производстве.

Информация МОСКВА-АДВОКАТ