Как избежать нарушений закона о рекламе

За нарушение закона о рекламе грозит штраф в полмиллиона рублей. Адвокат коллегии «Москва-Адвокат» Марьяма Умаровна Барри рассказала, как избежать нарушений при рекламе товаров и услуг компании.

Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за нарушение закона о рекламе?

Ответ: Штраф до 500 тысяч рублей для компаний, 20 тысяч – должностных лиц за недостоверную, недобросовестную, неэтичную рекламу. Рекламодателю также грозит штраф, если он рассылает рекламу в СМС-сообщениях или электронной почтой, не получив на это согласия получателя.

Вопрос: Какой госорган проводит проверки и штрафует нарушителей?

Ответ: Федеральная Антимонопольная Служба (далее – ФАС). Чиновники начнут проверку, если сами заметят нарушение закона о рекламе или к ним поступит жалоба на рекламу от гражданина, компании или индивидуального предпринимателя. Пожаловаться на рекламу можно по почте, e-mail или на сайте ведомства. Срок рассмотрения жалобы — до 30 дней. Детальнее о порядке подачи и рассмотрении жалоб читайте на сайте ведомства.

Вопрос: Давайте пройдемся по отдельным нарушениям. Что такое недостоверная реклама?

Ответ: Это реклама, в которой вы случайно или специально указали недостоверную информацию. Чтобы было понятнее, приведу несколько примеров.

Компания «МТС» была оштрафована за фразу из рекламы 4G-интернета «...передают материалы из любой точки страны...». На самом деле 4G-интернет покрывал не всю территорию страны.

Застройщик объявил о продаже квартир по 1,5 млн рублей. Когда ФАС провела проверку, то выяснилось, что ни одной сделки по такой цене не было. Застройщик получил штраф за недостоверную рекламу.

Вопрос: С недостоверной понятно, а что такое недобросовестная реклама?

Ответ: Недобросовестность проявляется в некорректной отстройке и сравнении с конкурентами. Если вы говорите, что ваша компания — номер №1 в мире, вы продаете уникальные товары или по самой низкой цене, готовьтесь получить штраф. Любые такие высказывания должны быть подтверждены фактами — и не просто опросами сотрудников или клиентов, а результатами независимых экспертиз.

Вопрос: Как быть с неэтичной рекламой?

Ответ: Под запретом непристойные и выражения с сексуальным подтекстом, сцены курения, употребления алкоголя или наркотиков, обнаженные и полуобнаженные люди, дискриминация по признакам национальности, расы или пола. ФАС оштрафует за неэтичную рекламу, если вы будете использовать государственный герб, флаг или гимн, а также изображения граждан без их согласия.

Вопрос: Как чиновники ФАС приходят к выводу, что реклама действительно неэтичная? Часто рекламодатели используют тексты и изображения на грани между дозволенным и запрещенным.

Ответ: Чиновники ФАС оценивают рекламу самостоятельно или выставляют ее на общественное обсуждение. В первом случае решение принимает экспертная комиссия, во втором – простое большинство опрошенных. Многое зависит от личного восприятия людей, которые проводят проверку, поэтому и штрафы могут быть необоснованными.

Вопрос: Можно ли оспорить штраф?

Ответ: Да, конечно. Для этого нужно подать иск в суд — детальнее вам расскажут адвокаты коллегии «Москва-Адвокат» на консультации.

Вопрос: Как получить согласие получателя на рассылку рекламы так, чтобы не был нарушен закон о рекламе?

Ответ: Идеально, если вы получите подпись клиента на анкете, заполненной им вручную. Если он заполняет ее в электронном виде, используйте двухэтапную регистрацию: клиент должен поставить галочку в соответствующей графе на сайте и ответить на письмо-подтверждение. Добавьте на сайт текст пользовательского соглашения, в котором предусмотрена рассылка рекламы на телефоны и email клиентов. Если вы подписываете с клиентами договор, добавьте в него аналогичный пункт.

Вопрос: Какие еще есть нюансы в законе о рекламе?

Ответ: На самом деле их много. К примеру, иностранные слова должны сопровождаться переводом, нельзя указывать цену в валюте, нельзя использовать изображения медицинских сотрудников в рекламе немедицинских товаров и услуг — детальнее вам расскажут адвокаты коллегии «Москва-Адвокат» на консультации.

Вопрос: В каких случаях нужно обращаться к адвокату?

Ответ: Если в штате вашей компании нет юриста или он есть, но у него нет практики в сфере рекламы. Адвокат укажет на нарушения в макете рекламы и поможет избежать штрафов. Если вы не согласовали рекламу с юристом и получили за нее штраф, адвокат оспорит его в суде.

Если у вас остались вопросы, обратитесь к адвокату в Москве по телефону +7(495)642-15-88.

Информация МОСКВА-АДВОКАТ