Как обманывают клиентов в спортклубах

В спортклубах нарушают права клиентов чаще, чем в банках, туристических компаниях и магазинах. Все потому, что многие из нас попросту не знают своих прав. Мы спросили у адвоката коллегии «Москва-Адвокат» Барри Марьямы Умаровны, как обманывают клиентов в спортклубах и что с этим делать.

— Марьяма Умаровна, скажите, какие нормативно-правовые акты регулируют правоотношения спортклуб – клиент?

— К основным документам относят Гражданский кодекс РФ, Закон «О защите прав потребителей» (по тексту упоминается — Закон). Кроме этого, на территории нашей страны действует ГОСТ Р 52024–2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные».

— С нормативной базой понятно. А какой документ регулирует правоотношения конкретного спортклуба с клиентом?

— Гражданско-правовой договор, который вы заключаете при покупке абонемента в спортклуб. Требования к его форме и содержанию указаны в Гражданском кодексе. В договоре должно быть указаны услуги, их цена и особенности предоставления. Если клиент купил абонемент, а потом узнал, к примеру, о том, что на тренировки нужно записываться за неделю, он имеет право требовать возврат денег. Обращаем ваше внимание, что по ст. 16 Закона нормы договора, которые нарушают права потребителя, являются недействительными. Неважно что там написал юрист спортклуба — читайте Закон, чтобы знать свои права.

— Спортклубы продают абонементы на 3, 6 и 12 месяцев. Насколько законен отказ администрации возвращать деньги, если клиент использовал несколько месяцев, но не планирует дальше ходить в спортклуб?

— По ст. 32 Закона клиент спортклуба имеет право в любое время отказаться от его услуг при условии, что возместит фактические затраты спортклуба. Например, вы заплатили 36 000 тыс. руб. за годовой абонемент и спустя пять месяцев решили, что больше не будете в него ходить. В таком случае спортклуб обязан вернуть вам 21 000 тыс. руб., из расчета 3 000 тыс. руб. за каждый месяц. Администрация не имеет право списывать остаток и, тем более, штрафовать за отказ от договора. Все фактические затраты должны быть документально подтверждены, а не взяты «с потолка».

— А что если отказ от услуг спортклуба есть в договоре, но с оговоркой о письменном уведомлении администрации, к примеру, за 45 дней?

— Подобное требование незаконно. По ст. 32 Закона клиент имеет право отказаться от услуг в любое время.

— Как быть, если клиент отказывается от абонемента из-за того, что недоволен качеством услуг в спортклубе или тем, как администрация выполняет договор?

— К ненадлежащему качеству относят грязные полы, некомпетентность тренеров, переполненные залы на групповых занятиях, разваливающиеся тренажеры, закрытые сауны в раздевалках и многое другое. По ст. 29 Закона, если клиент спортклуба выявит недостатки, он имеет право требовать: их устранения; соответствующего уменьшения цены; повторного оказания услуги. Если требования останется без реакции, клиент имеет право отказаться от услуг спортклуба, а также требовать возврат стоимости абонемента и возмещение своих затрат.

— Может ли спортклуб сам разорвать договор на том основании, что клиент нарушил какой-то пункт правил, и отказать в возврате стоимости абонемента за неиспользованный период?

— Нет. В Законе нет права спортклуба в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора.

— Обычно спортклубы запрещают передавать абонемент другим лицам или требуют деньги за его переоформление. Насколько это законно?

— По ст. 382 Гражданского кодекса передача абонемента одним лицом другому — классическая уступка права. Если в договоре со спортклубом не указано, что уступка права запрещена или требует его согласия, владелец карты имеет право передать ее или продать. Если же такая оговорка есть, смело отказывайтесь от договора на основании ст. 32 Закона.

— Куда жаловаться на спортклуб?

— Если вы считаете, что нарушены ваши права потребителя, обращайтесь в Роспотребнадзор. Жалобы подают в письменном виде по почте, на сайте ведомства или на личном приеме. Когда в действиях администрации прослеживаются признаки преступления, к примеру, мошенничество или вымогательство, обращайтесь в Прокуратуру города Москвы. А вот гражданско-правовые споры рассматривает суд — по ст. 17 Закона подавайте иск по месту своего жительства даже если в договоре указано, что споры рассматривает суд по месту нахождения спортклуба.

— Когда обращаться к адвокату?

— Обращайтесь к адвокату в Москве, если спортклуб нарушает ваши права, а все попытки добиться справедливости не увенчались успехом. Наш опыт показывает, что одного визита адвоката в спортклуб бывает достаточно для того, чтобы вразумить администрацию. Если дело дойдет до суда, вы компенсируете свои затраты на адвоката за счет проигравшей стороны, а именно спортклуба.

Остались вопросы? Позвоните +7(495)642-15-88 и узнайте больше о том, как защитить права потребителя.

Информация МОСКВА-АДВОКАТ