Как обманывают управляющие компании

Двойные платежи, завышенная стоимость услуг, аренда общедомовых помещений, манипуляции со счетчиками — доверием жильцов многоквартирных домов злоупотребляют по-разному. Адвокат коллегии «Москва-Адвокат» Линкер Владимир Яковлевич рассказал, как обманывают управляющие компании.

Владимир Яковлевич, как защитить себя от произвола управляющих компаний?

- Для начала дам самый простой, но действенный совет — принимайте активное участие в жизни вашего дома. Чем больше жильцов будет ходить на общие собрания собственников квартир, требовать отчеты о выполненных работах и предоставленных услугах, годовые отчеты, указывать на недочеты, тем чище, светлее и уютнее будет в доме. И нечего стесняться или переживать о своей репутации «неудобного» жильца, ведь вы — работодатель вашей управляющей компании (УК) и платите ей деньги за качественную работу.

С какими случаями обмана вы чаще всего сталкиваетесь в адвокатской практике?

- Обманывают жильцов по-разному: сдают в аренду общедомовые помещения, завышают коммунальные платежи, подписывают фиктивные договора ремонта и т.п. Но чаще всего идет речь о договорах на выполнение работ и предоставление услуг с завышенными ценами, системе «откатов» и родственных компаний.

Как понять, что управляющая компания зарабатывает себе «в карман» за счет общего имущества?

- Жильцам квартир принадлежит следующее имущество дома: лестничные площадки и пролеты, лифтовые и другие шахты, коридоры, чердаки, подвалы, технические этажи, крыши, стены, земельный участок. Все эти помещения можно сдавать в аренду, а вырученную арендую плату тратить на ремонт дома и благоустройство территории.

Если на крыше стоят антенны операторов мобильной связи, на внешних стенах и в подъезде висит реклама, а подвал используется в качестве товарного склада — требуйте от представителей УК информацию о заключенных договорах. Обязательно сверьте суммы, которые по документам платят вашему дому, с рыночными — иногда в договорах стоят заниженные суммы, а «доплата» идет в карман УК. Если вас не устраивают условия, поднимайте вопрос об изменении или расторжении договоров. Проверьте, куда идут вырученные средства (на ремонт, благоустройство, в фонды капитального ремонта и т.п.) — представители УК обязаны предоставить полный отчет.

Система откатов «работает» в отношении всех договоров, которые заключает управляющая компания?

- К сожалению, да. Именно поэтому я советую вникать во все нюансы: читать договора, анализировать цены, контролировать и проверять качество работ, требовать отчеты. Согласитесь, неправильно платить по договору, в котором, к примеру, указано, что полы в подъезде моют каждый день, а по факту уборщицу с ведром вы видите не чаще одного раза в неделю.

Злоупотреблений на местах масса. УК могут подписывать договора с родственными компаниями, «распиливая» между собой бюджет дома. Устанавливать нерыночные цены на работы и услуги, выбирать подрядчиков по системе откатов, а не качеству их работы, ремонтировать то, что не нужно, или делать все «спустя рукава» и т.п. Самый простой пример — УК часто идут в сговор с компаниями, которые ставят домофоны. Если вы платите не по факту ремонта, а за абонентское обслуживание, значит, вашим доверием злоупотребляют.

А что с коммунальными платежами? В СМИ часто проскакивает информация о том, что в домах с управляющими компаниями жить неоправданно дорого.

- Самая распространенная манипуляция — УК выставляет счета за тепловую энергию, исходя из тарифа за 1 кв. м, с ресурсопоставляющей компанией рассчитывается по общедомовому счетчику, а разницу кладет в карман. Если дом большой, речь идет о суммах с шестью нулями. Нередко с жильцов дома взимается плата за текущий ремонт несмотря на то, что в платежках и так есть графа «Плата за содержание и ремонт жилого помещения».

Чтобы понять, за что вы платите, письменно запросите у представителя УК перечень и размеры тарифов. Получив данные, сверьте их и свои квитанции со ст. 154 Жилищного кодекса РФ, в которой указана структура коммунальных платежей. Проверьте суммы на калькуляторе. Поспрашивайте у других жильцов, за что и сколько они платят.

Как часто управляющая компания должна отчитываться перед жильцами?

- Периодичность указывается в договоре с УК. Если ее нет, не беда, ведь в ст. 162 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что УК обязаны давать годовой отчет в первом квартале следующего за отчетным года.

Что делать, если собственники квартир недовольны работой управляющей компании? Можно как-то повлиять на нее?

- Жаловаться на УК есть куда — это и Роспотребнадзор, и государственная жилищная инспекция, и прокуратура, и суд. Если вы выявили явные злоупотребления, недочеты и ошибки, смело пишите жалобу. Для начала передайте ее на рассмотрение самой УК, ведь закон предусматривает отстранение УК от управления дома при наличии 2-х жалоб жильцов — есть шанс, что вас услышат.

Спешить менять «старую» УК на «новую» не стоит, ведь вы можете столкнуться с точно такими же проблемами. Лучше наймите хорошего адвоката, который заставит вашу УК работать.

Остались вопросы? Узнайте больше о том, как обманывают управляющие компании по телефону +7 (495) 642-15-88.

Информация МОСКВА-АДВОКАТ