Некачественные стоматологические услуги: советует адвокат

Визит к стоматологу не всегда приносит облегчение: зубы после лечения болят, новые пломбы вылетают, а имплантаты не приживаются. Адвокат коллегии «Москва-Адвокат» Владимир Яковлевич Линкер рассказал, что делать при некачественных стоматологических услугах.

— Владимир Яковлевич, с какими нарушениями вы чаще всего сталкиваетесь на практике?

— Клиенты приходят к нам с жалобами на плохое качество стоматологических услуг, незнание или непрофессиональное применение стоматологом новых методик диагностики, профилактики и лечения, использование препаратов и аппаратуры с нарушением протоколов. Бывают также случаи, когда из-за халатности медицинского персонала пациенты заражаются инфекционными заболеваниями: гепатиты В и С, ВИЧ-инфекция и др.

— В российской судебной практике есть случаи, когда пациентам удалось доказать факт оказания некачественных стоматологических услуг и получить компенсацию?

— Да, есть. Получить компенсацию вполне реально. И мы говорим не только о расходах пациента на повторное обращение к стоматологу или лечение от инфекционных заболеваний, но и о неполученных доходах в связи с временной неработоспособностью и моральном вреде. Чтобы получить компенсацию, пациент должен задокументировать все расходы и предоставить заключение соответствующих экспертиз.

— Какие документы нужны для получения компенсации?

— Договор и чек со стоматологической клиники, экспертное заключение, а также документы, которые подтверждают расходы пациента. Договор и чек нужны для того, чтобы подтвердить получение стоматологических услуг в конкретной клинике или стоматологическом кабинете. Но если этих документов нет — не беда. Суд примет во внимание показания очевидцев, выписку с банковского счета и другие доказательства, которые подтвердят факт обращения в клинику. Экспертное заключение поможет суду разобраться в том, какие нарушения были допущены стоматологом и к чему они привели.

— Что может требовать недовольный пациент?

— В законе указано несколько вариантов на выбор: пропорциональное уменьшение цены на стоматологические услуги, бесплатное устранение недостатков или повторное оказание стоматологических услуг, компенсация расходов на устранение недостатков в другой клинике и возмещение убытков. Если речь идет о заражении инфекционными болезнями или других неприятных последствиях, пациент имеет право требовать оплату всех расходов на лечение и компенсацию морального вреда.

— Когда предъявлять претензии к стоматологу?

— Если вы недовольны качеством стоматологических услуг, не откладывайте на потом и предъявите претензии сразу. В некоторых случаях в стоматологических клиниках идут на встречу клиенту и мирно решают конфликт — отдают пациента в руки другого, более опытного стоматолога, устраняют недостатки за свой счет или повторно оказывают услугу, дарят дисконтную карту. Если администрация клиники не реагирует на вашу жалобу, немедленно звоните адвокату в Москве или том регионе, где вы находитесь.

— Что делать, если пациент обнаружил недостатки стоматологической услуги дома или спустя несколько дней?

— Пациент имеет право предъявить претензии в течение гарантийного срока, указанного в договоре. Если в договоре нет ни слова о гарантии, требования можно предъявить в течение двух лет. В случае с заражением инфекционными болезнями все сложнее — тут все зависит от того, когда пациент заметит симптомы, сходит к врачу и узнает диагноз.

— Как поступить, если клиника указала в договоре совсем небольшой гарантийный срок? К примеру, полгода.

— В некоторых случаях претензию можно предъявить в течение двух и даже десяти лет — все зависит от обстоятельств дела.

— Как получить компенсацию? Сразу идти суд?

— Для начала напишите претензию в адрес стоматологической клиники или кабинета. Укажите в ней свои требования и срок на ответ, по общему правилу — 10–14 дней. Если хотите получить компенсацию своих расходов, неполученных доходов и морального вреда, приложите копии подтверждающих документов. Отправьте претензию заказным письмом с уведомлением или отнесите лично, попросив уполномоченного сотрудника клиника расписаться на копии претензии о ее получении.

— Претензия пациента отклонена или оставлена без ответа. Что делать дальше?

— Подавайте иск в суд. Ваши шансы на выигрыш существенно вырастут, если сопровождать дело в суде будет адвокат. Гонорар адвоката вы сможете включить в сумму требований к стоматологической клинике. Если речь идет об инфекционных заболеваниях, которыми заразился пациент в стоматологической клинике, участие адвоката в деле обязательно. Добиться справедливости в таких делах в одиночку практически нереально.

— Владимир Яковлевич, и напоследок. Скажите, на что обращать внимание пациентам при посещении стоматологических клиник?

— Исходя из нашей практике могу сказать, что лечить зубы лучше в стоматологических клиниках, которые давно работают, имеют специализацию кадров и современную аппаратуру. В клинике должна быть идеальная чистота: бактерицидные ультрафиолетовые лампы в кабинетах, персонал в белых халатах и обуви, пациенты в бахилах. Врач должен работать в паре с ассистентом и заводить медицинскую карту даже для разового приема. Внимательно почитайте договор — клиника должна давать гарантию на свои работы. Цена за услуги должна быть последним аргументом в выборе клиники — не рискуйте своими здоровьем и жизнью, экономя на стоматологе.

Если вы недовольны качеством оказанных стоматологических услуг, обратитесь к адвокату в Москве по телефону +7(495)642-15-88.

Информация МОСКВА-АДВОКАТ