Отравление некачественными продуктами: советует адвокат

Последнее время участились случаи пищевых отравлений некачественными продуктами. Покупатели жалуются не только на супермаркеты и рынки, но и на дорогие рестораны. Адвокат коллегии «Москва-Адвокат» Марьяма Умаровна Барри рассказала, что делать при отравлении продуктами из магазина, ресторана или кафе.

— Марьяма Умаровна, какие законы защищают права граждан при покупке продуктов в супермаркетах и на рынках, заказе блюд в ресторанах?

— Гражданский кодекс и Федеральный закон «О защите прав потребителей». Они предусматривают, что товары, в нашем случае продукты из магазина и блюда из ресторана, должны быть безопасными для здоровья и жизни покупателей. Если в заведении продали некачественные товары, администрация обязана компенсировать вред, который был причинен покупателю: реальный ущерб, неполученные доходы, моральный вред. И говоря о последствиях приема некачественных продуктов, мы имеем в виду не только пищевое отравление — возможны и серьезные заболевания, такие как ботулизм, сальмонеллез, кишечная палочка.

— В каких случаях продавец не несет ответственность?

— Если администрация заведения докажет, что покупатель неправильно хранил продукты после покупки. Такой исход дела возможен в случае с рынками и магазинами, а вот с ресторанами и кафе — однозначно нет.

— Как доказать, что покупатель купил товар в конкретном заведении?

— Возьмите за правило брать чеки в магазинах, ресторанах и кафе и не выбрасывать их в течение нескольких дней.

— А что делать, если чека нет? Выходит, что привлечь к ответственности недобросовестного продавца не получится?

— Отсутствие чека усложнит процесс, но не сделает его невозможным. В таких случаях суд учитывает показания очевидцев и другие доказательства. К примеру, вы покупали продукты, обедали в ресторане или кафе в одиночестве, но рассчитались банковской картой — предъявите в суд выписку со счета. В любом случае по закону отсутствие чека — не повод для отказа в компенсации.

— Как доказать, что было пищевое отравление или человек заболел из-за некачественных продуктов?

— Как только вы почувствовали недомогание, вызывайте скорую помощь. Расскажите, какие и где покупали продукты, как и где обедали. Врач поставит диагноз, задокументирует факт отравления или болезни, укажет ее причину.

— Как доказать, что виной всему некачественные продукты?

— Если идет речь о продуктах, которые вы купили в магазине, отдайте их на экспертизу. Вы можете заказать ее в санитарно-эпидемиологической станции по месту жительства. Вам выдадут экспертное заключение, в котором будет все детально описано.

— А если это еда из ресторана или кафе?

— Если вы кушали в ресторане или кафе и не брали блюда на вынос, провести экспертизу в санитарно-эпидемиологической станции не получится.

— Все документы собраны. Что делать дальше?

— Для начала напишите жалобу в Роспотребнадзор на сайте ведомства или отправьте ее заказным письмом с уведомлением. Все подробно распишите в ней и укажите адрес и название заведения, в котором продали некачественные продукты. Приложите к претензии копии: чека, справки врача и экспертного заключения (при наличии). Чиновники проведут проверку и ответят на обращение в течение 30 дней, в исключительных случаях — 60 дней.

— Жалоба отправлена. Как быть с компенсацией вреда, который был причинен некачественными продуктами?

— Напишите претензию в адрес заведения. Укажите, что и когда покупали, чем и когда обедали. Распишите, когда и что случилось после того, как вы съели некачественный продукт. Приложите к претензии копии: чека, справки врача и экспертного заключения, а также все документы, которые подтверждают причиненный вред (оплата лечения, покупка лекарств, неполученные доходы в связи с временной нетрудоспособностью, моральный ущерб и прочее). Укажите в претензии ваши требования и срок, в течение которого вы ждете ответ — по общему правилу, 10–14 дней.

Претензию несите лично или отправьте по почте. В первом случае, снимите с нее копию и попросите сотрудника администрации заведения, чтобы он поставил дату и расписался на копии в получении претензии. Если вручить документ лично не удалось (как показывает практика, вручить его действительно будет непросто), отправьте претензию заказным письмом с уведомлением.

— Когда подавать иск в суд? Ждать ответ от администрации заведения?

— Если администрация заведения отказалась удовлетворить требования или проигнорировала претензию. К иску прикрепите копии документов, которые вы отправляли в Роспотребнадзор и заведение, а также копию претензии и ответ на нее (если вы его получили).

— Когда обращаться к адвокату?

— Сразу, если речь идет о ботулизме, сальмонеллезе и прочих серьезных заболеваниях. По нашему опыту, в таких случаях заведение будет отпираться от клиента всеми силами: не признавать вину и сваливать ее на клиента, «заметать следы», не отвечать на претензии и прочее. Будет лучше, если в борьбу вступит адвокат, который знает в какие инстанции, когда и как обращаться. Тем более, что гонорар он включит в сумму требований к ответчику.

Если вы отравились некачественными продуктами, обратитесь к адвокату в Москве по телефону +7(495)642-15-88.

Информация МОСКВА-АДВОКАТ