Кто платит за разбитую посуду в кафе или ресторане

Бить бокалы на счастье лучше дома, а не в ресторане. Администрация заведения имеет право требовать от гостя оплаты счета за разбитую посуду. Адвокат коллегии адвокатов «Москва-Адвокат» Владимир Яковлевич Линкер рассказал, кто платит за бой посуды.

По чьей вине чаще всего происходит бой посуды? Разве это не обязанность официанта следить за тем, чтобы на столах все стояло аккуратно, приносить блюда по мере необходимости и забирать пустую посуду?

— Да, официант принимает заказ у гостя и обязан его качественно обслуживать: приносить первое, второе и десерт по мере необходимости, относить пустую посуду на кухню и прочее. Но на практике бывает так, что официантов не хватает и они обслуживают гостей в спешке, особенно во время большого наплыва, во время бизнес-ланча или корпоративов. Если в том, что разбилась тарелка или бокал виноват нерасторопный официант, то он и должен компенсировать ее стоимость.

— Исходя из каких расценок происходит компенсация разбитой посуды? Это цена оптового поставщика, супермаркета или администрация заведения устанавливает ее на свое усмотрение?

— В солидных заведениях бой посуды прописан в прейскуранте. Бывает так, что в нем стоит фиксированная цена, к примеру, 500 рублей за тарелку, или процент от суммы чека, по аналогии с чаевыми. Если говорить с точки зрения закона, администрация заведения обязана предоставить гостю счет за разбитую посуду согласно прейскуранту, который утвержден руководителем, оформить кассовый чек или приходный кассовый ордер, выписанный бухгалтером.

— Что делать, если администрация заведения отказывается предоставлять документы и просто требует с гостя ничем не подтвержденную сумму?

— Как правило, так поступают в том случае, когда прейскуранта за бой посуды нет и администрация заведения не хочет официально проводить компенсацию разбитой посуды через кассу. Вполне вероятно, что 10–15% на бой посуды уже заложены в цену блюд и напитков, а официант требует с вас деньги себе «в карман». Если сомневаетесь в порядочности официанта, пригласите администратора и уточните у него наличие прейскуранта.

— Что делать, если прейскуранта действительно нет? Отказываться платить за разбитую посуду?

— С точки зрения закона, гость имеет право отказаться от оплаты, если вам не предоставили прейскурант и чек. Действия администрации зависят от уровня «воспитания»: одни «закроют глаза» на разбитую тарелку, другие — устроят скандал на весь ресторан или кафе, третьи — вызовут полицию. Как поступать — решать гостю, но если, условно, идет речь о 5 тысяч рублях за тарелку, то лучше не платить без документов. Если гость решил не платить, настоятельно советуем обзавестись минимум двумя свидетелями, которые подтвердят, что администрация заведения не предоставила прейскурант и чек. В ином случае, документы составят «задним» числом для подачи иска в суд и гость окажется действительно виноватым.

— А если администрация заведения вызовет полицию?

— Полиция не будет вмешиваться в гражданско-правовые отношения, которыми и являются вопросы компенсации разбитой посуды. В таком случае администрации заведения нужно обращаться не в полицию, а в суд.

— Как гостю защитить свои интересы в суде?

— Если дело дойдет до суда, советуем обратиться в коллегию адвокатов «Москва-Адвокат». Затраты на адвоката можно компенсировать за счет заведения, указав их отдельной строкой в иске. Если заведение проиграет суд, ему придется оплачивать адвоката гостя.

Если у вас остались вопросы, обратитесь к адвокату в Москве по телефону +7(985)970-39-19.

 

Информация МОСКВА-АДВОКАТ